Автор: Ольга Алферьева
Дети в интернатах закрытого типа живут в отрыве от общества, и это никак не помогает ребятам влиться в обычную жизнь. Попадая «на волю», такой ребенок дезориентирован, у него нет твердой почвы под ногами, ему не на что опереться. Отсюда растерянность и упадок, та самая пресловутая «плохая статистика», когда лишь малый процент детей адаптируются к жизни в обществе ― не более 10%, по данным МВД.
Мы попытались сформулировать, чему именно не учат в интернатах, и вот, что у нас получилось. Выпускники интернатов не умеют:
Обслуживать себя и решать бытовые проблемы ― составить здоровое меню, сходить в магазин и купить нужные продукты, оплатить коммунальные услуги, попасть на прием к врачу или добраться до нужной улицы ― для такого подростка это не самые простые задачи.
Тратить и экономить ― чаще всего недавние интернатовцы спускают все деньги на шоколадки, телефоны, видеоигры, а то и на запрещенные вещества или на онлайн-казино.
Распоряжаться имуществом ― ребенок не чувствует и не понимает ценности собственного жилья, выпускники живут кучками в квартире одного из ребят, а остальные сдают, продают или просто теряют из-за мошенников.
Экологично решать конфликты ― конфликтная ситуация заминается или запрещается, поэтому в самостоятельной жизни выпускник либо избегает конфликтов, даже если посягают на что-то ценное для него, либо агрессивно защищает свои интересы. И тот и другое способ могут быть просто опасными для самого подростка.
Справляться с трудностями и страхами ― большинство подростков, выпустившихся из интерната сдаются при первой же сложности на своем пути, поэтому у них чаще, чем у других снижена мотивация ― лучше вообще ничего не делать, потому что я не умею решать проблемы.
Просить о помощи ― один из примеров, очень наглядный, когда 18-летний парень с больным зубом не смог попасть к врачу, потому что не знал, как доехать до больницы, а спросить у прохожих не решился.
Осознавать и развивать свои способности ― дети, выросшие в интернатах не научены рефлексировать и отделять себя от других, не умеют замечать свои склонности. Если спросить такого ребенка: «Ты какой?», скорее всего он ответит: «Да как все, обычный». Для развития талантов в интернатах недостаточно пространства и вовлеченности.
Выбирать профессию ― для большинства подростков это сложный выбор, но для интернатовца он особенно труден. Есть шаблонные пути ― маляр, швея ― и на этом предложения от взрослых заканчиваются, а какие у ребенка сильные стороны, никому особо и не интересно.
Ставить цели и задачи ― по сути, ребенок в интернате живет на всем готовом, он всем обеспечен, поэтому и целей у него практически нет, про систему маленьких шагов он тоже никогда не слышал. Вот и получается, если не удалось достичь желаемого здесь и сейчас, ребенок от этого желаемого вовсе отказывается или пытается манипулировать взрослыми.
Все наши проекты направлены на то, чтобы ребенок мог лучше справляться со сложностями, чтобы не попал в неблагополучную среду и рос более успешным и устойчивым. Мы следим за судьбами тех ребят, кто хочет расти и развиваться, и стараемся поддерживать их во всем.
Подпишитесь на наши новости в соцсетях здесь и здесь, где мы рассказываем о своих подопечных и об их участии в наших образовательных проектах
Расскажите о нас своим близким, возможно, они тоже захотят помочь:
- стать волонтером и помогать нам в проектах и мероприятиях;
- поддержать нас финансово ― это можно сделать прямо на нашем сайте, нажав на кнопку «Пожертвовать»;
- сделать репост любой нашей публикации, чтобы больше людей узнало о проблемах детей интернатов.