Автор: Ольга Алферьева
Человек ― это история. История его семьи, народа, предков, отношений с миром. У детей, брошенных родителями, будто забрали кусочек, который формирует основу личности.
Если опираться на теорию привязанности, которая сейчас получила признание у психологов и педагогов, мы знаем, что для успешного развития ребенку жизненно необходимы отношения хотя бы с одним значимым взрослым. Это такой человек, который не просто удовлетворяет базовые потребности ребенка ― безопасность, питание и сон, ― но и насыщает его эмоционально. Чуткий и отзывчивый взрослый откликается на радости и боли малыша, а еще показывает, каким образом строится связь между людьми. Обычно такими фигурами становятся мать, отец, близкие родственники, приемные родители или опекуны.
Даже если родитель или опекун не может стать отзывчивым, в силу разных причин ― усталость, сложности с деньгами, сильный стресс ― привязанность все равно формируется, правда она принимает разные формы, не всегда надежные и устойчивые. Главное, чтобы в раннем детстве был постоянный, неизменный образ заботливого взрослого.
Дети, которые с раннего детства воспитываются в спецучреждениях, в более взрослом возрасте склонны к инфантилизму, жестокости, депрессиям и суициду. Именно с потерей значимого взрослого и нарушением привязанности ряд исследователей связывает эмоциональную незрелость выпускников детдома и их негативные жизненные сценарии.
Разлука с матерью и отсутствие заботливого взрослого губительно сказывается на развитии ребенка: он плохо растет, медленно развивается, поздно начинает говорить. Внешне дети, оставленные родителями, бывают невысокого роста, худого телосложения. Чаще всего, это влияние глубокой психологической травмы, а не истинно физиологические нарушения развития.
Основы для гармоничного развития личности закладываются именно в детстве, когда формируется психологическая устойчивость и жизнеспособность, целеустремленность, осознание, чем одна личность отличается от другой, здоровый авторитет взрослого. В семье, где ребенка принимают безусловно, он чувствует себя желанным и признанным, оказывается способным сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и за других.
Дети же, живущие в интернате с раннего детства, обычно лишены этих способностей. Они оторваны от родителей, от реальности жизни, отчуждены от людей, не способны довериться миру. И действительно, как можно доверять, когда на протяжении жизни один воспитатель сменяет другого, и нет четкой опоры на кого-то важного и ценного?
Воспитанники интернатов разделяют мир на себя ― детдомовских ― и других ― домашних. Отсюда возникает позиция конфронтации, отсутствие сочувствия к «другому», ребенок ожесточается.
Частью решения этой проблемы является погружение ребенка в реальную жизнь, развитие его кругозора, занятия и мероприятия с участием включенных взрослых, людей которые горят своим делом, погружены в качественное общение с ребенком. Такое общение ― пример активной жизненной позиции для ребенка, пример сочувствия и гуманности, знак того, что он не брошен обществом.
Вовлечение в культурные и игровые мероприятия дают ребенку возможность соприкоснуться с реальным миром и расширить угол зрения, помочь ему почувствовать себя «своим» в этом мире, не отделенным от него.
Если у вас есть желание и возможность помочь детям, вы можете обратиться к нам, и мы подскажем, как это можно сделать. На самом деле, средств множество — это не только финансовая помощь: например, можно стать волонтером или наставником для ребят, которые растут в интернатах.
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку, чтобы узнать больше